Версия для слабовидящих
Адрес:
г.п. Лельчицы, ул. Советская, 82
Республика Беларусь, Гомельская обл.
247841
Время работы:
Пн-Пт: 8:30 – 17:30
Сб-Вс: выходной
Телефон:
+375 (2356) 2-15-76

Половая неприкосновенность детей

Половая неприкосновенность детей.

Сексуальное насилие над детьми является чрезвычайно актуальной проблемой, имеющей важное медицинское и социальное значение. Многочисленные исследования свидетельствуют, что сексуальные посягательства, оказывая дезорганизующее влияние на психическую деятельность ребенка, надолго остаются в его памяти, влияя на самооценку, развитие и характер будущих межличностных отношений.

Статистические данные о распространенности сексуального насилия над детьми и подростками в разных странах крайне противоречивы. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что этот вид насилия является наиболее скрытым.

“Латентность” сексуальной преступности связана с тем, что она задевает честь и достоинство потерпевших и очень многие люди вполне оправданно боятся огласки происшедшего с ними.

Особенно это касается сексуальной преступности в семье, которая обычно оберегает свое спокойствие и неприкосновенность, страшится разрушения и даже потери кормильца, поскольку, например, педофильные действия чаще совершают отцы, отчимы и сожители.

Касаясь “несообщенных” случаев сексуального насилия над девочками подростками, исследователи обращают внимание на то, что значительная роль в этом принадлежит социальным установкам общества, заключающимся в ложном постулате виновности жертвы в происшедшем. Общество рассматривает данного рода преступление не как насилие по отношению к жертве, а как “наказание” за провоцирующий внешний вид, поведение и т.д., что заставляет пострадавшую стыдиться происшедшего, скрывать факт насилия, несмотря на возможные последствия.

Психологические последствия пережитого сексуального насилия можно разделить на две группы: непосредственные и отсроченные.

К непосредственным психологическим последствиям относят: страх, беспомощность/бессилие, чувство вины и стыда, ответственность, изоляция, предательство, гнев, грусть.

К отсроченным последствиям относят: депрессию, тревогу, нарушения сна, низкую самооценку, чувство собственной “испорченности”, социальную изоляцию, проблемы во взаимоотношениях (невозможность установления доверительных отношений, низкие социальные навыки, закрытость в общении), саморазрушающее поведение (употребление психоактивных веществ или попытки самоубийства), проблемы в сексуальной сфере (ранняя сексуализация, страх перед сексом или близостью, беспорядочные половые связи и т.д.), преобладающие чувства гнева, вины или потерянности, флешбэки или/и панические атаки.

Вместе с тем отмечаются: снижение работоспособности, повышенная истощаемость, несвойственные ранее возбудимость, ранимость, плаксивость в сочетании с отгороженностью, замкнутостью, нарушения сна, сверхценные переживания, разнообразные фобии, депрессивные идеи отношения и чувство вины (“сама виновата – не могла за себя постоять”, “все знают и осуждают” и т.д.).

Родители должны знать, что:

Жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики.

Насилие может совершаться в отношении детей всех возрастов, включая и детей до 1 года.

В 85-98% случаев дети знакомы с насильником. И не просто знакомы, а часто испытывают к нему чувство любви и доверия.

Чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника.

Насильником может быть человек любого возраста, любой расы и любого социального положения.

Сексуальное насилие ничего общего не имеет со страстью, это проблема власти.

Советы родителям:

Запомните правило «три К», всегда знайте: Куда пошел ваш ребенок; Кто пошел с ним; Когда он должен вернуться.

Всегда отмечайте взрослых, которые уделяют слишком много внимания вашему ребёнку и дарят ему дорогие подарки, покупают сладости, ищут возможности остаться наедине с вашим ребёнком и т. д.

Ваш ребенок должен знать с детства, кто его может трогать, а кто нет, и какие части тела считаются интимными. А также, что интимные части тела никто (кроме самого ребенка, врача и мамы) не может трогать. Для того чтобы ребенок понял, о чем идет речь, используйте выражения типа: «у тебя под одеждой», «у тебя под трусиками». Можно также добавить: «если кто-нибудь захочет потрогать тебя здесь, скажи мне». Пусть ребенок выучит правила сексуального поведения, приведенные ниже.

Объясните детям разницу между «плохим» и «хорошим» секретом. Например, скажите, что хранить в секрете сюрприз на день рождения — это хорошо, но не рассказать взрослым, если кто-то доставляет тебе неприятные ощущения или обижает тебя — это плохо.

Научите детей доверять интуиции и говорить «нет» в ситуациях, когда они чувствуют себя с кем-то некомфортно.

Не оставляйте маленьких детей одних на площадках, в магазине, в парке без наблюдения близких взрослых.

Объясните детям, что они не должны подходить к незнакомым машинам и к незнакомым людям. Используйте «Рассказы для маленьких», чтобы научить их чувствовать опасность. Дети также не должны уходить даже со знакомыми людьми прежде, чем спросят вашего разрешения.

Научите подростков выбирать самый безопасный (а не самый близкий) путь возвращения вечером домой. Также вы должны знать, с кем они пойдут или кто их будет встречать.

Слушая ребенка, применяйте «активное слушание». Ребенок должен знать, что если его что-либо беспокоит, вы всегда выслушаете и поможете.

Помните, что предупредить беду легче, чем исправлять ее последствия.