Развитие наглядно-образного мышления
детей дошкольного возраста.
В умственном развитии дошкольников важное значение имеют наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Развитие этих форм мышления во многом определяет успешность перехода к более сложным концептуальным формам мышления.
Наглядно-образное мышление - основа познавательной деятельности.
Развитие образного мышления в детском возрасте — важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:
1. Чтобы найти решения для каких-либо задач, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуации.
2. Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.
Именно поэтому детей в дошкольном возрасте нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.
Развивать образное мышление у детей дошкольного возраста можно несколькими способами. Самые эффективные и доступные из них:
1. Наблюдение за красотами природы.
2. Экскурсии с изучением шедевров искусства, как современного, так и древнего.
3. Путешествия с изучением памятников природы.
4. Собирание пазлов разного уровня сложности.
5. Создание рисунков по памяти или с натуры.
6. Создание абстракций, например, изображения того, чего нельзя увидеть: музыки, звука, мысли, эмоции и т.д.
7. Творческая работа с пластилином, гипсом, глиной. Лепка, как с натуры, так и по воображению.
8. Работа над сравнительным анализом предметов по форме, длине, размерам, цвету и так далее.
9. Работа с цветным картоном, бумагой, природными материалами — аппликации.
10. Рисование с использованием обеих рук с уклоном на ту руку, которая не является ведущей.
Заниматься с детьми дошкольного возраста необходимо, соблюдая определенную последовательность действий:
1. Демонстрировать;
2. Рассказывать;
3. Практиковать занятия совместной деятельностью;
4. Предложить поработать самостоятельно, используя образец;
5. Предложить создать что-то самостоятельно без примера.
Работать с дошкольником рекомендуется в благоприятной обстановке, мотивируя его на положительный результат, обязательно подбадривая и одобряя. Когда малыш освоит технику работы с разными видами материалов, нужно постараться его не захваливать, приучая оценивать собственные возможности и умения адекватно, без завышения самооценки.
Специалисты рекомендуют родителям не бояться работать с детьми над, казалось бы, очень сложными заданиями. Важно научить их верить в себя, убеждая в том, что любое задание может быть выполнено, если хорошо подумать, причем как самостоятельно, так и коллективно.